История семейства «Бычок»
1990-е
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики, попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочной порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждённым данным по личной инициативе московского мэра Ю.М.Лужкова). Массовое серийное производство «Бычка» развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» входит также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША.
К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность модели даже у госорганов, традиционно закупающих продукцию АМО ЗИЛ. Запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» намеченное ещё на 2008 год, постоянно переносится, что также не усиливает конкурентных позиций семейства. На базе «Бычка» создано усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого переносится, начиная, с 2006 года и, на сегодная предполагается уже в составе семейства «Тапир».
До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (см. Модификации).
Особенности
Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащён автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3 (в перспективе Евро-4). На автомобиле 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина типа 4331. Оперение с укороченным капотом оригинальное. Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов, гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м) и среднюю погрузочную высоту. Максимальная скорость (паспортная) составляет 95 км/ч.